Воспитание доброты у детей



      Что такое доброта? «Доброта»- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим, говорится в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведова.
http://vedic-culture.in.ua/images/site/family-and-spirituality/parenting/638-02-proper-parenting-is-kindness.jpg  ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ.
        Мы с вами живём в непростое время. Нестабильность общества.  Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизоров забиты фильмами об убийстве, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, не смотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, так как семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребёнка, а уж потом педагогов.
      В  воспитании характера всё важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым , честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.
      Быть доброму к каждому деревцу, к каждому кустику - значит быть добрым человеком. Доброта и доброжелательность – эти два понятия очень связаны.  Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. В одном из педагогических заповедей  Сухомлинский говорил,  что первые прикосновения ума и чувств у ребёнка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми.  Доброта и еще раз доброта - это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький ребёнок должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания.
      «Научите маленького ребёнка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди» ,- писал Сухомлинский. Доброта делает человека воспитанным . «Смелые- всегда добрые,»- эти мудрые слова М. Горького ещё раз говорят о том, что человек воспитанный высоконравственный , должен быть добрым.
       Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же не понимание  ребёнком, что такое больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто их не останавливает. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много живых существ.
      Да добру надо учить. Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде, и умение радоваться и сопереживать успеху другого, как своему собственному.
     Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь  наказания  а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении  с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Общение с природой так же пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности  за  другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.
       Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы берёзы, во всём этом мы неосознанно чувствуем  что-то родное?  Прекрасное  в природе обозначает для человека  любимое. Мною  любимое – значит родное.   А любимое , дорогое необходимо охранять и защищать.

     Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Недаром как величайшая мудрость передаётся от века к веку непреложная истина: хорошо воспитывать ребёнка - значит научить его любить и оберегать землю отцов, и  возделывать  его во имя будущего.    Любовь к  Родине - великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы. С раннего детства ребёнок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, что бы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.
     Научить любви к живому – значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребёнка, где ребёнок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду  на  слабых и  беззащитных .  Вот так появляются дети , способные мучать и обижать малышей, обирать слабых. И совершив   однажды безнравственный поступок , ребёнок стремится утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.
     Очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают незримую психологическую помощь, расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества которые необходимы для успешного общения.
      Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если вы твёрдо знаете, что не возьмёте его осенью в городскую квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к домашнему теплу животное, которое успело подружиться с ребёнком.
http://pedsovet.su/_pu/17/45728423.jpg      Поступая так, вы  даёте  повод  ребёнку вести себя по отношению к  природе  безответственно полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев. Писатель Яковлев говорил? «Если человек жесток к собакам, он жесток и людям. Я хочу, чтоб собака сделала человека лучше, добрей. Я хочу, чтоб собака сослужила ему ещё одну добрую службу- помогала разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому.» . Паустовский писал: «Единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю , ка вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью».
     Например, ребята нашли в лесу маленького ежа и принесли домой. Хорошо ли это для ежа? Да . человек не сможет выкормить ёжика, и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто, кроме родителей, не создает им условия для роста и развития. Ёжика надо отпустить.
       Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это маленькие дела,  но со временем они превратятся в большие и добрые. Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным постоянным делом родителей.
         ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОБРОТЫ.
1.       Любите своего ребёнка. Ласково  называйте его по имени.
2.       Помните природа - наш главный педагог. Чаще бывайте с ребёнком на природе.
3.       Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
4.       Учите детей правильному общению с живыми существами.
5.       Доведите до сознания ребёнка, что измятая травка, сорванный цветок- живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
6.       Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
7.       Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
8.       Поощряйте детей за сочувствие и  оказании  помощи тем, кто в этом нуждается.
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjUemNuld8rNMbof8NKGT8lguxWxL8bz99LsB2L4jUBzDz6mVLDQH4VrWB2u2NcykUvQfytdU5QVKcni731qNQ5y6FimH4Ezzm-_XLRPsnff2vb3HQjC6SMTopVnSyL5F2mlE7arXkBF_M/s1600/afd348d20374.jpg9.       Учите исправлять свои ошибки.
10.   Учите не словами , а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить  рану на стволе дерева.
11.   Не унижать своего ребёнка и не обсуждать его поступки при других.
12.   Придумывайте с детьми сказки, рассказы о доброте.
13.   Используйте, положительные примеры из детской литературы при воспитании ребёнка.
14.   Разучите пословицы:-«  Добрые дела целыми  веками живут.», «Доброе дело веками помнится.», «Доброму везде добро.», «Не одежда красит человека, а его добрые дела.», «Добро помни, а зло забывай.»

Немає коментарів:

Дописати коментар